Лучшее для Вашего бизнеса !
English Русский
- НОВОСТИ -
1
11:26 3 января 2015

БИЗНЕС-ТАЛИСМАН поздравляет своих клиентов и партнеров со всеми Новогодними праздниками!

1
12:40 4 декабря 2014

БИЗНЕС-ТАЛИСМАН принял участие в конференции Infodocum с презентацией, посвящанной защищенному документообороту в госорганах РФ.

1
9:17 2 ноября 2014

Компания БИЗНЕС-ТАЛИСМАН выполнит работы в рамках проекта обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления деятельности при авариях для одной из крупнейших нефтяных компаний РФ.

1
ВСЕ НОВОСТИ >>

ПУБЛИКАЦИИ

ВНЕДРЕНИЕ ИТ-РЕШЕНИЙ:
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР И СТЫКОВКА ИНТЕРЕСОВ


В настоящее время предприятия нефтеперерабатывающей отрасли стали более внимательно подходить к выбору тех или иных ИТ-решений для внедрения, нежели несколько лет тому назад. На сегодняшний день в российской нефтянке успешно реализован ряд масштабных ИТ-проектов, в том числе в сотрудничестве с альянсами мировых лидеров в сфере ИТ-индустрии. Вместе с тем, российские компании часто страдают из-за недостаточной формализации и детализации требований к подрядным организациям и параметрам ИТ-проекта, в результате чего ожидаемые результаты не всегда совпадают с реальными, а иногда проект приходится и вовсе «замораживать».

Причины этого кроются в недооценке необходимости четкого планирования, неэффективном управления на разных этапах реализации проектов и отсутствии разработанных методик и правил для выбора ИТ-систем и отбора квалифицированных подрядчиков. Можно сказать, что многие проекты и сегодня еще реализуются во многом согласно традиционному русскому критерию «на авось», т.е без четкого понимания целей и результатов проекта, а также необходимых для его выполнения ресурсов.

Выходом из данной ситуации может стать привлечение третьей стороны - независимой компании, способной формализовать требования заказчика к ИТ-проекту, помочь ему сделать оптимальный выбор подрядной организации, а также по мере необходимости осуществлять мониторинг и контроль за ходом реализации проекта.

Ананьев Олег Александрович
Генеральный директор БИЗНЕС-ТАЛИСМАН:

Уровень автоматизации и внедрения информационных технологий (ИТ) в российской нефтеперерабатывающей отрасли можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, на сегодняшний день уже реализовано множество целевых проектов по внедрению современных ИТ-решений. Практически на всех крупных предприятиях в отрасли внедрены ERP-системы, на большинстве применяются информационные системы уровня MES и АСУ ТП, широкое распространение получила автоматизация сбыта нефтепродуктов, многие компании используют ИТ-решения для управления своими активами и техническим обслуживанием (класса EAM и ТОиР).

С другой стороны, из-за географической и организационной распределённости компаний нефтегазовой отрасли внедрение ИТ-решений в рамках предприятия обычно происходит неравномерно. Много проблем связано с морально устаревшим оборудованием и отсутствием качественной связи. Однако основной проблемой автоматизации я бы назвал недостаточный уровень интеграции ИТ-систем и процессов, что, в свою очередь, затрудняет комплексное управление бизнес-процессами предприятия с помощью ИТ.


УХОД ОТ ВСЕЯДНОСТИ.
Российский рынок автоматизации и ИТ нефтеперерабатывающих предприятий входит в стадию насыщения. До недавнего времени затраты предприятий на автоматизацию и внедрение ИТ росли очень быстрыми темпами – около 40-50% в год, сегодня рост замедлился до более скромных показателей – 15-20% в год. Связано это с тем, что этап массового внедрения масштабных ИТ-систем, таких как ERP и MES, сегодня практически завершен. Также во многом сказываются последствия «повальной автоматизации» компаний отрасли, наблюдавшейся еще несколько лет назад.

После ряда провальных проектов по принципу «сначала внедрим, потом разберемся», нефтегазовые компании стали более осторожно и внимательно относиться к выбору тех или иных решений в рамках ИТ-стратегии. В настоящее время компании направляют усилия на повышение качества управления бизнесом, соответственно, востребованы ИТ-решения в таких областях как BPM (Business Process Management) и BI (Business Intelligence). Несмотря на то, что большинство компаний отрасли могут позволить себе практически любые, даже самые дорогостоящие ИТ-проекты, теперь они стали предъявлять новые, более жесткие требования к выбору как самих систем, так и исполнителей проекта, качеству внедрения ИТ-решений и последующему их сопровождению. Лидеры нефтегазового рынка все чаще прибегают к таким услугам, как аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, привлечение независимых экспертов для выбора ИТ-решений и управление качеством на ИТ-проектах.


ПРОЕКТЫ НА "АВОСЬ".
Несмотря на наметившееся повышение планки требований к качеству внедрения ИТ-решений, у российских компаний нередко отсутствуют четкие формализованные и детализированные требования – как к параметрам проекта, так и к его ожидаемым результатам. Обоснование необходимости внедрения того или иного решения автоматизации и ИТ зачастую сводится к тому, что «это уже установлено на других предприятиях в отрасли и хорошо работает» или «без такой системы нам не выжить при вступлении России в ВТО». Кроме того, российские компании уделяют недостаточно внимания оценке экономической эффективности, поскольку либо просто не умеют, либо не считают нужным ее рассчитывать.

На наш взгляд, такой подход является основной причиной неудач проектов – ведь без четкого понимания того, для чего нужен тот или иной проект, проблемы при его внедрении неизбежны. Если прибавить к этому ломку хода привычных процессов и «притягивание» их в рамки шаблонов в системе, становится очевидно, что издержки на исправление последствий ненужного ИТ-проекта вполне могут превысить затраты на его внедрение. Возникшие в процессе реализации ИТ-проекта проблемы редко решаются комплексно и системно. При локальном внедрении недостаточно принимаются в расчет взаимосвязи внутри предприятия, из-за этого приходится изменять и дорабатывать решение уже после того, как проект запущен. Например, в ходе внедрения ИТ-проекта не была произведена оценка необходимой для работоспособности решения пропускной способности каналов связи, в связи с чем реализация проекта затянулась на 2 месяца и потребовались значительные дополнительные инвестиции. Также зачастую не прорабатываются вопросы интеграции и необходимости обмена данными между различными прикладными системами. Успех того или иного ИТ-проекта во многом зависит и от степени зрелости бизнес-процессов предприятия и уровня полномочий ИТ-директора. Если последний не участвует в обосновании внедрения того или иного ИТ-проекта, а лишь получает указания на его реализацию «сверху», то проблемы при внедрении проекта, как правило, неизбежны.

Типичны ситуации, когда в процессе реализации проектов недостаточно внимания уделяется обучению специалистов, которым предстоит непосредственно работать с системой, не проводятся меры по дополнительной мотивации персонала, и руководство никак не аргументирует необходимость перемен в компании. Неодходимо отметить, что за последние годы предприятия отрасли освоили работу с современными ИТ-системами, учли опыт прошлых ошибок и наблюдается рост числа успешных внедрений, но наряду с этими положительными тенденциями многие проблемы пока еще остаются.


ВЫ - КОНСУЛЬТАНТЫ, ВЫ И РЕШАЙТЕ.
Договорные отношения между заказчиком и компанией, выполняющей подрядные работы по автоматизации и внедрению ИТ, предполагают в идеале некий разумный баланс интересов и вовлеченности сторон в принятие решений по проекту. Но, к сожалению, на практике такая ситуация встречается нечасто. Вспоминается, как несколько лет назад один из топ-менеджеров ведущей нефтяной компании сказал в адрес экспертов компании-исполнителятакую фразу: «Мы вас пригласили, вы – консультанты, вы и решайте, что нужно для нашего бизнеса». При такой постановке вопроса у консультантов и поставщиков технических решений «развязаны руки» – они могут сказать то, что выгодно им, и продать заказчику неоптимальное, неподходящее, или вовсе бесполезное для его бизнеса ИТ-решение.

К счастью, сегодня многие заказчики научились более грамотно работать с подрядными организациями, и уже не доверяют полную «проработку» решения привлеченной подрядной организации. Но, поскольку заказчик не может обладать исчерпывающими знаниями по многим вопросам ИТ-решения, которое он собирается внедрять, риск ошибки и проблем в будущем остается.


ОДНА ГОЛОВА - ХОРОШО, А ДВЕ - ЛУЧШЕ.
На отечественном рынке подрядных работ по внедрению отраслевых ИТ-решений присутствуют российский и западный сегменты. Российские компании не имеют достаточной вертикальной отраслевой экспертизы и пока еще не способны самостоятельно обеспечить весь спектр потребностей компаний отрасли в сфере внедрения ИТ. На рынке работает множество российских подрядчиков, закрывающих одну или несколько областей деятельности предприятий отрасли (например, специализирующихся на внедрении решений уровня АСУ ТП, MES или ERP), однако, автоматизация всего цикла технологических процессов отрасли сегодня не под силу ни одной российской компании-интегратору.

Качество работы западных подрядчиков тоже не в полной мере устраивает заказчика. Западные компании часто сталкиваются с проблемами адаптации своих методик и систем в России из-за особенностей технического оборудования, российского бухгалтерского учета и отраслевых стандартов, а также культуры управления производством. Шаблоны и практики, отработанные на западных проектах и настроенные на максимально «стандартное» внедрение, далеко не всегда могут быть успешно применены и работоспособны в российских условиях, из-за чего существенно снижается эффект от реализации проекта, возникают разногласия между заказчиком и исполнителем, известны даже случаи возникновения судебных претензий. Если рассматривать такое понятие, как клиентоориентированность, то оно с трудом применимо для оценки деятельности крупных западных компаний, работающих в России. Неплохо зарекомендовала себя на российском рынке практика создания проектных отраслевых альянсов, например Siemens Business Services – SAP, IBS – РТСофт и других. Подобные объединения компаний для реализации того проекта способны максимально покрыть функциональные и инфраструктурные потребности заказчика.

Так, несколько лет назад я принимал участие в проекте, где ведущая нефтегазовая компания привлекла на тендерной основе альянс из двух компаний для разработки и реализации ИТ-стратегии в области нефтепереработки и сбыта (т.н. Downstream). Одна компания специализировалась на ИТ-решениях, а другая являлась международным экспертом в области ТЭК, их функции в рамках проекта были разделены в соответствии со специализацией и опытом работы. Со стороны заказчика в проекте участвовали два менеджера, возглавляющие подразделения ИТ и бизнес-информации. На начальном этапе реализации проекта был проведен сбор необходимых сведений – входных данных по проекту. Затем были определены требования для ИТ-решений, причем разработку решений уровня ERP взяла на себя компания-интегратор, а для «низовой» автоматизации использовались методики и материалы компании-эксперта в области ТЭК. Была разработана целевая модель архитектуры ИТ-решений, рассчитаны требования по всем компонентам ИТ-инфраструктуры – «железу», каналам связи, нагрузке на пользователей, под все эти элементы была разработана соответствующая модель инфраструктуры. После этого был построен план-график проектов, выполнение которых должно обеспечить достижение целей ИТ-стратегии на разных этапах развития. Выбор решений для внедрения ERP-системы и систем уровней АСУТП и MES был сделан на основе экспертизы, проведенной специалистами компании-эксперта. Принципиальным в рамках проекта был вопрос выбора архитектурного и инфраструктурного решения ИТ-системы из двух вариантов – централизованного или распределенного. После дискуссии было принято гетерогенное решение о том, что ERP-система станет полностью централизованной, тогда как системы уровня MES и ниже – централизовано-распределенными.

Этот пример из области «лучшей практики» хорошо иллюстрирует тот факт, что необходимыми факторами успеха ИТ-проекта в равной степени выступают максимальная детализация требований заказчика и согласованная, взаимодополняемая работа квалифицированных подрядчиков. Реализация подобных проектов позволяет не только решить поставленные задачи, но и создать необходимую базу для дальнейшего совершенствования технологических и бизнес-процессов компании-заказчика.


ТРЕТЬЯ СИЛА.
Существует возможность повысить качество реализации ИТ-проекта – привлечь независимую экспертную организацию. Независимый аудит позволяет, на наш взгляд, сделать оптимальный выбор ИТ-решения и подрядчика на основании методики, основанной на интегральном анализе различных критериев оценки. Конечно, в большинстве компаний существует своя внутренняя методика для такой оценки, также основанная на неком наборе критериев, являющихся частью корпоративного стандарта. Вместе с тем нередко возникают ситуации, когда для оценки каких-либо проектов и подрядчиков корпоративного стандарта становится недостаточно и требуется разработка дополнительных показателей. При привлечении третьей стороны, располагающей готовой методикой оценки качества ИТ-решения и исполнителя, заказчик получает возможность существенно снизить риски, связанные с выбором конкретного проекта для реализации. После принятия решения в рамках тендера, компания-эксперт может быть привлечена для проведения регулярной экспертизы качества внедрения, что позволит контролировать работу подрядчика на всех этапах выполнения проекта и не допустить того, чтобы проект зашел в тупик.

Если в процессе внедрения ИТ-решения появляются отклонения от заданных параметров, независимый посредник может предложить «спасти» проект – то есть, выявить причины неудачи ИТ-проекта и предложить заказчику варианты исправления последствий с целью достижения запланированных результатов. С учетом того, что в России на сегодняшний день заморожено большое количество ИТ-проектов, подобная услуга представляется весьма актуальной. Исходя из нашего опыта, успех таких проектов гарантирован во многом потому, что заказчик четко понимает, что он должен получить в результате и что надо сделать, чтобы не повторить предыдущих ошибок. Практика привлечения третьей стороны на разных этапах внедрения ИТ-решения уже получила широкое распространение за рубежом. В России востребованность работы по такой схеме будет расти по мере повышения уровня зрелости и прозрачности бизнеса.

Статья опубликована в журнале "Нефтегазовая Вертикаль".

- ВХОД -
Л о г и н

П а р о л ь


ПОДПИСКА:

Вы узнаете
новости первым !


Анонсы

Ваш e-mail:



Поиск по сайту


И
ИЛИ
Введите ключевое слово или фразу.

Главная | О компании | Пакеты услуг | Решения | Партнёрам | Информация


ООО "БИЗНЕС-ТАЛИСМАН" ® все права защищены © 2006-2015
при использовании материалов сайта обязательна ссылка на  www.bital.ru

+7(499)6776721 www.bital.ruнаписать письмо